Безымянный-111.png
Маркировка ювелирных изделий

Маркировка ювелирных изделий


Если до 2021 года маркировка ювелирных изделий в РФ была добровольной, то сейчас нанесение бирок с уникальным идентификационным кодом является обязательным. В 2023 году ожидаются новые требования к маркировке – о них мы и расскажем в данной статье.

Система маркировки ювелирных изделий

Маркировкой украшений занимается не ЦРПТ, а АО «Гознак», и участники товарооборота сотрудничают не с «Честным ЗНАКом», а с ГИИС ДМДК.

ГИИС ДМДК – это государственная система, которая отслеживает движение драгоценностей на рынке, а также ведет учет юридических лиц и ИП, работающих с ними. Это касается магазинов, добычи, обработки, хранения, транспортировки, ввоза на территорию РФ.

Постановить и снять с учета драгоценности можно только в ГИИС ДМДК. Все участники товарооборота должны быть зарегистрированными в системе, чтобы передавать данные о движении товара. Иначе операции с драгоценностями считаются незаконными.

Кто должен регистрироваться в системе:
  • производители;
  • ювелирные заводы;
  • импортеры;
  • мастерские по изготовлению эксклюзивных украшений;
  • розничные магазины;
  • ломбарды, скупки;
  • интернет-магазины
Каждое изделие получает свой 16-значный УИН при регистрации в госсистеме. С помощью ДМДК контролирующие органы отслеживают переход права собственности на ювелирные изделия вплоть до момента продажи. Код Data Matrix размещается на этикетке рядом с УИН. В дальнейшем штрихкод будет наноситься способом наногравировки прямо на изделие, подобно номеру пробы.

Всю официальную информацию о сроках маркировки ювелирных изделий и всех нововведениях, связанных с ней, можно найти в Постановлении № 270 от 26.02.2021.

Ювелирные изделия, подлежащие маркировке

С введением маркировки государство начнет контролировать движение каждого изделия вплоть до его продажи конечному покупателю. УИН содержит информацию о производителе, месте добычи металла и камней и другие данные. Для их просмотра достаточно отсканировать штрихкод с бирки.

ГИИС отслеживает ювелирные украшения, драгоценные металлы (золото, палладий и платина) и камни: алмазы, бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды.

Темой данной статьи являются именно ювелирные изделия, то есть изделия из драгоценных металлов и их сплавов, в том числе с декоративной обработкой и вставками из драгоценных камней и других материалов природного или искусственного происхождения.

Минимальная проба, с которой украшение попадает под маркировку, для золота – 333, палладия – 500, платины – 585. Если изделие весит меньше 3 г., ему присваивается УИН, но физическую метку наносить не нужно.

Маркировка серебряных ювелирных изделий

Серебряные изделия получают УИН, наногравировка не требуется. Минимальная проба для маркировки: 800.

Музейные ювелирные изделия

Что касается ювелирных украшений в музеях, они не прослеживаются в ГИИС. Также не требуют маркировки монеты, прошедшие эмиссию, государственные награды, конфискат, изделия, проходящие таможню, предметы для научных исследований. Не маркируются также предметы, ввозимые в РФ физлицами для личного использования.

Сроки введения маркировки ювелирных изделий в России

Переход на обязательную маркировку ювелирных изделий был запланирован на 1 января 2021 года, однако проект стартовал лишь в марте 2022 года. Информация о поступлениях и продаже ювелирных изделий фиксируется в ГИИС ДМДК.

 Внедрение системы будт проходить в 2 этапа:
  1. До 1 марта 2023 года товарные остатки должны получить бирки с нанесенными УИН и Data Matrix. Информация о маркировке должна быть передана в госсистему, иначе изделия нельзя будет продать. 
  2. С 1 марта 2024 вводится физическая маркировка способом наногравировки всех изделий, за исключением остатков. Штрихкод на ярлыке, а также УИН сохраняются. Участникам товарооборота следует отчитаться в госсистему о количестве остатков по состоянию на 1 января 2022 года, не считая изделий, проданных до 28 февраля 2023.
  3. С 1 сентября 2024 года требование по физической маркировке распространяется и на остатки. Полностью запрещается оборот «ювелирки» без УИН и гравировки DM. Разрешено только хранение продукции без маркировки.
Штрихкод Data Matrix должен быть нанесен вместе с пробой и именником. Матричный штрихкод, как и остальные клейма, наносит Федеральная Пробирная Палата (ФПП).

Порядок работы с маркировкой ювелирных изделий

Каждое новое изделие отправляется производителем в ФПП на апробирование. Затем производитель или импортер заказывает уникальные коды в ГИИС. Идентификаторы генерируются автоматически. Штрихкоды наносят на ярлыки ювелирных изделий вместе с УИН, после чего маркированные товары попадают в магазины.

В условиях розничной торговли информация о продаже каждого изделия должна быть передана в госсистему УИН.
Оптовики регистрируют переход собственности после получения товара и передают продукцию розничным магазинам.

Подлинность украшений можно проверить, считав штрихкод специальным сканером.

Маркировать нужно все украшения, включая б/у. Ломбарды и комиссионеры точно также должны заказывать идентификаторы и наносить их на бирки своих товаров.

Передача данных в ГИИС ДМДК

Во время отгрузки продукции производители, дистрибьюторы и оптовики должны передать следующему обладателю права собственности (например, магазину) накладную, счет-фактуру или универсальный передаточный документа (УПД). Затем данные о товарах и их количестве отправляют в ГИИС вместе с номером УПД (или другого документа, подтверждающего факт оборота).

Существует два способа передачи данных: через личный кабинет dmdk.ru или из товароучетной системы. Первый вариант удобен при небольшом товарообороте, например, в студии по изготовлению ювелирных изделий. В случае с более масштабными проектами лучше пользоваться 1С и отправлять данные прямо из своей системы, чтобы не вводить данные два раза: в 1С и в ГИИС.

Передача информации о розничных продажах осуществляется только через ЛК. Однако, скоро можно будет отправлять информацию в ГИИС ДМДК через специальную программу, работающую по принципу УТМ (универсальный транспортный модуль) для ЕГАИС.

Регистрация будет происходить через оператора фискальных данных (ОФД): кассир сканирует штрихкод, формируется чек, касса отправляет данные о розничной продаже ОФД, а оттуда — в ГИИС.

Маркировку можно автоматизировать. Небольшим торговым точкам и ломбардам подходит конфигурация «1С:Розница 8. Ювелирный магазин». Она интегрируется с госсистемой. Данные из 1С сопоставляются с информацией в ГИИС, происходит автоматическая проверка УИНов, в случае несовпадения программа выдает сообщение об ошибке.

Что нужно для маркировки ювелирных изделий

Любые операции с маркированными ювелирными изделиями в ГИИС должны быть подтверждены  усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Оформить ее необходимо перед постановкой на спецучет и регистрацией в dmdk.ru. Руководителям компаний и ИП УКЭП выдается бесплатно во всех удостоверяющих центрах ФНС или их доверенных партнеров.

Чтобы пользоваться УКЭП, на ПК должны быть установлены программы для криптозащиты и шифрования данных, например, «КриптоПро CSP». Также потребуется специальное приложение для работы с УКЭП на веб-страницах.

Итак, первым делом владельцам бизнеса нужно зарегистрироваться в ГИИС и встать на спецучет. Сделать это можно удаленно. Далее, нужно заключить соглашение с АО «Гознак» на получение идентификационных кодов.

  Что нужно для подготовки к маркировке:
  1. Установка или обновление товароучетной системы;
  2. Интеграция 1С с ГИИС;
  3. 2D-сканер или ТСД со встроенным считывателем кодов Data Matrix. Это оборудование необходимо для проверки штрихкодов на каждом этапе движения товаров.
  4. Принтер этикеток для самостоятельного изготовления этикеток со штрихкодами и УИН. Этим занимаются производители и импортеры, однако, в случаях порчи или утери этикетки распечатать и нанести штрихкод может продавец. Принтер должен печатать с разрешением не менее 300 dpi, чтобы сканер распознавал штрихкоды.
  5. Обновление прошивки онлайн-кассы до актуальной версии (это касается розничных продавцов).
Старт маркировки ювелирных изделий запланирован на 1 марта 2024 года. Сейчас участникам отрасли следует обеспечить наличие УИН и штрихкодов на ярлыках своих изделий. Также они должны отчитываться в ГИИС на всех этапах товарооборота.

Возврат к списку