Безымянный-111.png
Касса самообслуживания или продавец?

Касса самообслуживания или продавец?

Цель владельца любого заведения – вызвать положительный настрой покупателя и побудить его возвращаться за покупками снова и снова. Однако, ожидание в плотной веренице недовольных людей портит все удовольствие от шоппинга и не способствует хорошему настроению. В часы-пик очереди практически неизбежны. Это побуждает предпринимателей задуматься об установке дополнительных касс самообслуживания (КСО).

Как устроена касса самообслуживания.

КСО - это устройства для самостоятельной покупки товаров без участия кассира. Покупатель сам взвешивает товар, сканирует штрих-код и оплачивает товары. Автоматы самообслуживания особенно актуальны в сфере розничной торговли и общественного питания – их наличие улучшает имидж заведения и способствует росту продаж.

Первые автоматы самообслуживания появились в США в 1984 году и состояли из транспортерной ленты, по которой двигались товары через кассовый узел, где их штрих-коды сканировал лазер.
С тех пор кассы сильно трансформировались внешне и увеличили свой функционал, но в целом концепция осталась той же.

КСО состоят из сканера штрих-кодов и интерфейса взаимодействия с покупателем – в основном, это тач-скрин. Сканер может быть простым или составным, состоящим их нескольких сканеров, нацеленных в разные стороны (это увеличивает скорость распознавания штрих-кода). Реже применяются устройства с полным автоматическим сканированием, где покупатель просто выкладывает товары на транспортировочную ленту.

Кассы самообслуживания становятся все более популярными. В настоящее время в мире насчитывается около 300 тысяч таких устройств, и их число постоянно растет.

Существует три основных вида касс самообслуживания:

  1. С возможностью одновременного сканирования и оплаты. Оплата производится наличными или по карте - в зависимости от модели оборудования. Аппараты с оплатой по безналу дешевле в производстве и обслуживании, так как их устройство проще, чем кассы с приемом наличных. Сюда относятся "традиционные" кассы самообслуживания, которые можно встретить в супермаркетах.
  2. КСО, позволяющее заказать, оплатить и получить товар прямо из автомата. Это кофематы и вендинговые автоматы, которые также относят к онлайн-кассам, так как они формируют отчетность при оплате.
  3. КСО с возможностью отсроченной оплаты. Такие автоматы можно увидеть в заведениях фаст-фуда, а также в учреждениях по оказанию услуг.

Задачи, которые решают кассы самообслуживания:

  • Уменьшение расходов на сотрудников. Это связано не только с зарплатой, но и с повышением производительности труда: так как нагрузка на людей снижается, их можно привлекать к выполнению других актуальных задач.
  • Рост продаж за счет сокращения очередей и увеличения пропускной способности кассы. 
  • Снижение количества ошибок. Современное КСО обладает высокой точностью и мгновенно распознает товар. При ошибках со стороны покупателя товарную позицию можно снять с чека за доли секунды, в отличие от обычных касс, где эта операция занимает несколько минут.
  • Экономия торгового пространства. Один традиционный кассовый узел занимает такую же площадь, как 3-4 кассы самообслуживания. В случае, если помещение не вполне соответствует требованиям, касса самообслуживания может помочь «вписаться» в него.
  • Повышение лояльности покупателей всех возрастов. Молодежь любит покупать быстро, а люди старшего возраста, наоборот, предпочитают не торопясь посчитать стоимость покупки и иметь возможность при необходимости заменить товары, не опасаясь недовольства людей в очереди. Кассы самообслуживания удовлетворяют обе этих потребности.
  • Улучшается качество сервиса, привлекаются новые покупатели, в особенности те, кто не выносит очереди. Чтобы освоить интерфейс КСО, человеку обычно хватает одного-двух подходов.
  • Снижение риска воровства с участием кассира.

КСО обладают преимуществами не только для покупателей, но и для владельцев магазинов и заведений сферы услуг. Здесь можно отметить:

  • Возможность подключить разные виды оплаты. Это может быть расчет наличными или по карте, прием монет, начисление бонусных баллов, способность выдавать сдачу.
  • Подключение внешних устройств, таких как весы, сканер штрих-кода, POS-терминал и так далее.
  • Возможность демонстрировать покупателям рекламу и информацию о скидках, использование маркетинговых модулей для начисления кэшбека и отчетности по бонусным программам.
  • Эффективный мониторинг всех процессов в режиме онлайн: отслеживание заказов, выданных чеков, складских остатков и сроков годности товаров.
Чтобы перечисленные функции корректно работали, установку КСО следует доверить специалистам.

Почему покупатели выбирают кассы самообслуживания?

По результатам опросов, около 67% покупателей положительно относятся к КСО. Это очень удобно при небольших покупках: человеку с двумя-тремя продуктами в корзине нет смысла стоять в очереди. КСО экономят время, которое становится все более дорогим ресурсом - никому не хочется тратить его впустую. В час пик очередь может побудить клиента отказаться от покупки, но при наличии альтернативной кассы он с большей вероятностью оплатит товар самостоятельно. Привлекает также возможность контролировать траты. В отличие от традиционной кассы, на мониторе кассы самообслуживания можно не спеша изучить список своих товаров с ценами и при необходимости скорректировать покупку. Также среди плюсов касс самообслуживания люди называют отсутствие взаимодействия с кассиром. Покупателей зачастую раздражают предложения об акциях и необходимость отвечать на вопросы сотрудника. Кроме того, некоторые покупатели не любят демонстрировать окружающим свои покупки.

Автоматизированное торговое оборудование действительно комфортно для покупателей и выгодно для бизнеса. Хотя на данном этапе кассы самообслуживания не способны полностью заменить традиционные кассовые узлы, они являются их отличным дополнением.

Сложности в использовании КСО

33% опрошенных покупателей считают кассы самообслуживания неудобными. У некоторых посетителей возникают сложности со сканированием товаров. Другие сказали о неясных инструкциях на экране и сложной навигации по каталогам. Также в числе недостатков называли маленькие платформы для взвешивания и упаковки товара и отсутствие наличного расчета.

Эти проблемы можно решить, правильно выбрав и настроив оборудование. Важно также наличие в зоне касс самообслуживания консультантов, готовых прийти на помощь покупателю (один консультант на 2–6 терминалов). Следует иметь ввиду, что навязчивое наблюдение неприятно покупателям, и стремиться найти баланс между контролем и доверием.

Где лучше установить КСО?

Кассы самообслуживания лучше всего работают в крупных форматах – гипер- и супермаркетах в продовольственной рознице. Также они актуальны в заведениях фастфуда, магазинах розничной торговли формата cash&carry, в аптеках, на автомойках и заправках.

Чтобы оценить актуальность установки касс самообслуживания, следует проанализировать следующие факторы:

  • Размер и конфигурация торгового зала.
  • Торговый оборот.
  • Количество и тип уже используемых касс.;
  • График работы, анализ пика посещаемости.
  • Расположение магазина. Риск воровства меньше в благополучных районах, возле бизнес-центров и люксовых жилых комплексов. В иных случаях нужно подумать об усиленной охране и видеонаблюдении.;

Особенности внедрения касс самообслуживания

Полагаться на собственные силы при установке и запуске оборудования – большая ошибка, которую совершают ритейлеры в стремлении сэкономить. Кассы самообслуживания эффективно сработают только при условии квалифицированного последовательного внедрения. Важен каждый этап:

  • Разработка ПО.
  • Установка и настройка оборудования.
  • Подключение техподдержки пользователей.
  • Подключение периферийных устройств.
  • Обучение персонала.
  • Разработка плана сопровождения КСО, его обслуживания и обновления ПО. 
Оптимальным решением является привлечение специалистов. ООО "Программист" является официальным партнёром производителей КСО POSCenter (ООО «Центр-к»). Мы предлагаем поставку и установку касс самообслуживания на объекты заказчика. Каждый проект внедрения адаптируется под особенности и потребности конкретного предприятия. Клиент получает полный спектр услуг по установке и настройке КСО и его технической поддержке, а также возможность подробного консультирования при дальнейшем использовании оборудования.

Возврат к списку