Зачем нужный кодеки?

Зачем же все-таки они нужны, эти кодеки, ведь интересно узнать, правда? Ведь нельзя же быть полными чайниками, стыдно вроде как, да и полезно будет. Да, да некоторые ликбезы очень даже полезны оказываются в будущем.
Так вот, файлы, такие как изображение в виде растровой картинки (не путать с векторными изображениями!), обычно это фотография, что имеют расширение (окончание файла после точки) JPG, JPEG, PNG, GIF и другие, и что открывается в какой-нибудь программе просмотрщике типа ACDSee, а также видеофайлы с различными расширениями (AVI, MKV, FLV и др.), музыка (MP3, WAV и др.) - все эти файлы содержат очень много информации о картинке, видео или звуке.

Для того, чтобы такие файлы занимали меньше места на компьютерных дисках, флэшках и других носителях, придуманы различные алгоритмы их сжатия. Ну, примерно похоже на то, как ZIP, RAR или другой архиватор, архивирует, сжимая при этом в размере файл или группу файлов. Как это оно делает? Хороший вопрос!

кодеки для видео

Практические все файлы имеют много повторяющихся кусков в своем содержании, будь то текстовый файл, файл с фотографией, видео или звуковой. Так вот, все эти архиваторы, так же, как и кодеки, применяя те или иные алгоритмы, просто записывают все эти повторяющиеся места и хранят в себе эту информацию: как и где они расположены, размеры, характеристики и прочее об этих фрагментах. А при воспроизведении (или разархивации) передают все эти данные плееру (просмотрщику, в случае с картинками). Теперь вроде всё стало проще, верно?

Другими словами, можно и так выразиться: пакет кодеков (какой-нибудь K-Lite Codec Pack либо иной) пакет видео кодеков является посредником между музыкальным или видеофайлом и плеером. А точнее, между файлом и пользователем. Сам же плеер не может прочитать никакой файл без них, это попросту не его функция, в отличии от просмотрщика статичных картинок, к котором уже заложено чтение алгоритмов сжатия. Сам по себе плеер, как музыкальный, так и видео - всего лишь программа с удобными функциями: регулировка яркости, цвета, тембра звука, громкости, создание кадров фильма, чтение субтитров и прочие нужные и удобные полезности с кнопочками и регуляторами. Поскольку алгоритмов сжатия, особенно видеоизображения, громадное множество, куча профессиональных инженеров-программистов работает над их совершенствованием и создает с каждым годом всё более совершенные. Вот поэтому-то такое дело, как набор кодеков периодически требует обновления. И тот фильм, что вы скачали и у вас не стал воспроизводиться, наверняка создан на трекере не так давно, верно? Всё логично: вы смотрели фильмы, что были перекодированы с ДВД-диска (сделан RIP) ранее, а теперь вы скачали более свежий фильм, и человек, делавший RIP этого фильма, применил более совершенные кодировки, которые сжимают фильм с меньшими потерями качества при тех же размерах конечного файла.

Да, разумеется, забыл сказать, что сжатие происходит с некоторыми потерями качества. Особенно это актуально для видео, поскольку фильмы имеют несоизмеримо большие размеры, нежели музыка. В этом отличие ДВД формата и компьютерного видеофайла - формат DVD записан без сжатия, именно поэтому он имеет и большие размеры. И именно из-за потерь качества, особенно в сжатиях видео, и идет постоянное совершенствование их алгоритмов - чтобы потерь информации было как можно меньше при тех же размерах конечного файла.

Поясню на примере. Пару лет назад, имея еще старый монитор с разрешением 1024х768 пикселей, я скачивал фильмы с трекера только размером 1, 4 гБ, поскольку на 700 мБ я уже замечал недостаток качества. Это была либо низкая резкость картинки (а попросту 100%-ный размер кадра был мал), либо были довольно заметны так называемые артефакты. Что увидеть артефакты можете пересохранить любую фотографию в каком-нибудь редакторе - хоть Фотошоп, хоть ACDSee - неважно, но сохранить с низким качеством. Размер (вес) файла получится гораздо меньше, а вот качество изображения вас сильно расстроит, и вы сможете заметить эти самые артефакты в различных местах картинки. В формате ,JPG это лучше заметно на границах, резких переходах. Так вот, что-то типа подобных артефактов я и наблюдал при просмотре фильма при малых размерах - т. е. при низком битрейте и старых алгоритмах сжатия. Но потом появился новый алгоритм сжатия H. 264, вот после этого я уже скачивал 1, 5 и даже 2-часовые фильмы (которые были недавно созданы, сжаты этим H. 264) размерами в 700 мБ и при этом не наблюдал никаких артефактов на том же мониторе. Вот что значит более совершенный алгоритм!

бесплатный аудио кодек



Кстати, для музыкальных файлов есть алгоритм сжатия FLAC, который ужимает звуковой файл со 100%-ным качеством, то есть абсолютно без потерь. Музыкальные фанаты скачивают с трекера альбомы только в таком формате, МР3 для них это западло. Разумеется, если у вас нет дорогостоящей аппаратуры соответствующего качества, а особенно конечного элемента - дорогих звуковых колонок, то вы никакой разницы не заметите в звучании, тем более, если вы не фанат или музыкант.

Возврат к списку